Register

User Registration
---

---

Наташа спрашивает:

"Прощать или не прощать? Вот в чем вопрос. Начну с начала: я студентка, учусь на з/о и работаю. Во время сессии приходится тяжко (как впрочем, и всем): приходится и на уроки ходить, и на работу... Я очень ответственный человек, поэтому часто прихожу во время сессии на работу. И вот, я узнаю, что одна моя коллега говорит про меня гадости, типа: "Чтобы она когда-нибудь пришла на работу во время сессии!". Потом я узнаю, что она наводила обо мне справки: когда у меня есть экзамен, когда нет. Сначала я удивлялась: "Почему она проявляет такой нездоровый интерес ко мне?", потом мне хотелось выяснить с ней отношения. А потом я решила, что мне проще просто знать, с кем я имею дело и быть в состоянии готовности. Тем более она сама по себе болтушка. И навряд ли поймет, как обидно, когда человек, которого ты недавно считал другом, так про тебя говорит. Самое сложное, что мне предстоит работать на этом месте еще год-полтора. И я не знаю, что лучше: простить и все забыть или же помнить, как с тобой поступили? Помогите мне разобраться!"

Светлана Старкова:

"Видимо, самое распространённое человеческое страдание — переживание несовершенства окружающего нас мира. Мира, который не соответствует нашим ожиданиям, в котором все совсем не так, как нам хотелось бы видеть, слышать и чувствовать. Вряд ли можно существенно изменить что-либо в нашем мире, не поменяв СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ к фактам, событиям, поведению тех или иных людей. Вряд ли можно ЗАСТАВИТЬ свое окружение думать и делать так, как нам бы этого хотелось в идеале...
Прежде всего подумайте, Наташа, нужно ли ВАМ это чувство обиды?..
Что такое есть по природе своей "обидчивость" — это, как правило, "требование, чтобы другой испытывал чувство вины". И если этот другой не испытывает ничего подобного, мы день за днем накапливаем наши обиды, коллекционируем их, не отдавая себе отчета в том, как эта "коллекция" отравляет нам же самим наше существование...
Если в итоге вы стали бы относиться к этой и подобным ситуациям так, как если бы вы решили не собирать и не хранить ваши негативные чувства, а так же не расплачиваться за них такой дорогой ценой (собственным переживанием и дискомфортом), то полезным был бы ваш разговор с вашей коллегой, разговор конструктивный и доброжелательный, избегая обвинений в её адрес. Расскажите этому человеку, как НА ВАС действует эта ситуация, что вы испытываете и какие эмоции у вас рождаются. Причем, в разговоре, который вероятно начнете вы, старайтесь использовать местоимение Я вместо обвиняющего местоимения Вы.(Например, "Я очень тяжело переношу запах табачного дыма" вместо "Вы просто невнимательны к другим и поэтому так здесь накурили" .Поставьте в своем разговоре задачу донести до человека ваши чувства и переживания, а не стремление вызвать у нее чувство вины и необходимость оправдываться. Ведь она может и не догадываться, что своим непомерным любопытством и предвзятыми вопросами принесла вам столько огорчений. И если выбирать между "прощать" и "не прощать" — простите. Ведь "прощение"( как то освобождение себя и других) — это ВАШЕ чувство, как впрочем и чувство обиды, которым вам решать, как распоряжаться".

Светлана Старкова
Лицензия Министерства здравоохранения РБ на право осуществления деятельности
по оказанию психологической помощи
№ 02040 / 66 от 3 марта 2011г.